Если ребёнок не хочет учиться…


В первую очередь следует выяснить, почему ребёнок не хочет учиться.

Во многих случаях причина может скрываться в самом учебном заведении или в коллективе. В этом случае стоит подумать о том, чтобы перевести ученика в другой класс или подыскать другую школу. Не следует думать, что переводят из класса в класс только трудных подростков, нередко случается как раз наоборот – прилежного ученика родители вынуждены переводить из более слабого и «трудного» класса в более оптимальный.

Ребёнок часто не испытывает интереса к учёбе и потому, что ему непонятны изучаемые в школе предметы. Не спешите переводить его в более «слабый» класс и клеймить отсталым: школьная программа, даже самая оптимальная, всё-таки стандартная, и для её усвоения каждый ребёнок должен, так сказать, делать собственные ментальные усилия. Попросту говоря, следует побеседовать с ребёнком, разобрать, что именно он не понимает, в некоторых случаях даже «разжевать» ему материал. Часто бывает, что ребёнок, которому таким вот самым наглядным образом разъяснили трудную часть изучаемого предмета, до всего остального моментально доходит самостоятельно и в будущем показывает по этому предмету фантастические успехи. Это значит, что ребёнок мыслит нестандартно, а это является скорее преимуществом перед остальными учениками, чем недостатком. «Точные» науки могут с трудом усваиваться прирождёнными гуманитариями, и наоборот – история и литература нелегко даётся тем ученикам, кто с самых первых классов интересуется электроникой и органической химией.

Чтобы помочь такому ребёнку усвоить трудный для него предмет, можно прибегнуть к сравнениям и аналогиям, например, структуру ДНК сравнить с литературным текстом. Можно и продемонстрировать, как физическое явление отражается на историческом развитии общества, например – солнечные затмения на войны и деятельность правителей (посредством того, что солнечные затмения в древности непременно расценивались как «знамения»). Правда, родители в этом случае сами должны иметь достаточно широкие познания. Из-за этого вполне справедливо утверждение, что у образованных родителей дети также будут успевать в обучении в большей степени, чем у необразованных, которые не могут найти подход к своему ребёнку в плане обучения.

Наконец, ребёнок может не испытывать интереса к учёбе, если он чрезмерно избалован. Воспитание ребёнка можно лишь тогда назвать успешным, когда всякое благо для него является результатом его собственных усилий.