Дошкольное образование


Бывает, что ребёнок начинает интересоваться обучением уже в школе, и даже не в первом классе.

Однако это, скорее, исключения, и большинство детей следует приучать к обучению ещё в дошкольном возрасте. В эти годы ребёнок, конечно, многое воспринимает как игру, это и стоит использовать в учебных целях. Приобщение к математическим, физическим и другим сведениям должно происходить ненавязчиво. Другими словами, ребёнок должен быть сам заинтересован в том, как ему решить ту или иную игровую задачу. Выходит, нужно с первых лет жизни подбирать ребёнку подходящие игрушки.

Наиболее признанными и распространёнными считаются конструкторы. Они не только развивают творческое мышление, но и приучают к тому, что всё целое можно разделить на части, а из частей собрать целое. Но конструкторы с возрастом должны меняться. Не говоря ничего плохого о конструкторах «Лего», мы вынуждены признать, что советские конструкторы, содержащие металлические элементы, болты и гайки, отвёртки и ключи, всё-таки интереснее и полезнее с практической точки зрения. Неизвестно, производятся ли ещё такие. Однако такой конструктор, само собой, можно давать ребёнку не младше трёх лет (а лучше – несколько позже, из-за тех же болтиков и гаек).

Мы не говорим о каком-то там воспитании маленьких гениев, творчески особо одарённых детей, отмеченных особой печатью таланта и т. д. Строго говоря, никакого разделения на «гениев» и «идиотов» в природе нет, добиться определённых успехов в обучении может абсолютно любой здоровый в умственном отношении ребёнок, нужно лишь правильно его воспитать. Уже на раннем этапе развития, до поступления в первый класс, у ребёнка выявляются склонности к тому или иному виду деятельности, и вот их нужно замечать и стараться развивать.

Не впадайте и в другую крайность, «загружая» ребёнка знаниями сверх меры. Он должен иметь друзей. В коллективе друзей и сверстников он и должен черпать «пищу для размышлений», дабы его знания не стали никому не нужной эрудицией. В дружеском коллективе ребёнок сможет блеснуть знаниями, что также послужит стимулом к дальнейшему образованию: он поймёт, что знаниями можно привлечь и заинтересовать новых друзей и что вообще знание – это сила.

Становится очевидно, что наблюдаемое снижение умственного развития у детей во многом объясняется тем, что в современных игрушках всё больше уделяется развлекательному элементу и меньше – познавательному.