В Крыму мать ребенка-аутиста через суд отстояла его право на обучение

Мать ребенка-инвалида подала в суд на школу, администрация которой не создала условий для обучения ее сына. Дело она выиграла, но остальные родители категорически против того, чтобы этот ребенок учился в их классе, и требуют перевести его на индивидуальное обучение. В противном случае обещают устроить забастовку — перестать водить детей в школу. В конфликт уже вовлечены прокуратура, минобраз РК и Роспотребнадзор, но как его разрешить, не знает ни одна из сторон.

Кабинет коррекции под замком

С 2010 года Крым взял курс на инклюзивное образование: дети-инвалиды, независимо от физических, психических и интеллектуальных особенностей, могут обучаться в обычных учебных учреждениях наравне со сверстниками. Но на деле оказалось, что родители и школьники не всегда готовы принять особых детей, а школы создать для них условия. 

Сыну Татьяны Багаевой Иоанну, страдающему аутизмом, психолого-медико-педагогическая комиссия в 2016 году прописала очную форма инклюзивного обучения.

— Он должен посещать школу по месту жительства в селе Золотое Поле Кировского района, но администрация учреждения не создала ребенку необходимых условий, — рассказывает Татьяна.

Так, воспитатель-тьютор, который должен везде сопровождать Ваню, после того, как ребенок окончил первый класс, уволилась из школы. Кабинет коррекции опечатали по требованию Роспотребнадзора — помещение нуждается в повторном ремонте. А интерактивную панель, необходимую для обучения особых детей, отдали другому классу. К тому же в школе нет новых учебников за 2017 год для коррекционных школ. В общем, ребенок с начала учебного года занятия не посещает.

Отстаивать право сына на образование Татьяна решила в суде. В декабре этого года Кировский районный суд постановил ее иск удовлетворить и обязал администрацию школы предоставить ребенку кабинет для коррекционно-развивающих занятий и воспитателя-тьютора. Но сельская школа не в состоянии выполнить эти требования.

Кабинет коррекции, в котором в 2016 году сделали капитальный ремонт, не может быть использован для обучения по заключению Центра гигиены и эпидемиологии в РК. Помещение не соответствует санитарным нормам.

— После ремонта были обнаружены дефекты, комнату опечатали по требованию Роспотребнадзора, в ней необходимо сделать ремонт заново. Но денег сейчас на это нет. Мы подготовили смету, администрация района пообещала выделить деньги в 2018 году, — говорит директор школы Светлана Тимощенко.

В качестве кабинета коррекции Багаевым предложили читальный зал. Но сейчас там температура не поднимается выше 16 градусов. Мама Вани просит другое помещение.

— Мы ничего предоставить не можем, у нас все классы заняты, Багаева пожаловалась на температурный режим в читальном зале в Роспотребнадзор, и школу оштрафовали на 10 тысяч рублей. Хотя эта комната не приспособлена для постоянного пребывания детей, окна и пол там надо менять, а денег на это нет ни в районе, ни в школе. 50 лет школа не видела ремонта, — говорит директор.

Вместо кабинета коррекции Ваня с мамой сидят в школьной столовой, здесь они лепят, рисуют, играют, но не занимаются.

Что касается тьютора, то в сельской местности найти его невозможно, вакансия все еще открыта. К тому же, по словам Светланы Тимощенко, Татьяна Багаева требует, чтобы специалист был с большим опытом педагогической работы и по образованию психолог.

— Без тьютора я не имею права пускать мальчика на уроки, в случае несчастного случая я сяду в тюрьму, — говорит преподаватель 2-А класса Александра Небогатикова.

А несчастный случай едва не произошел в сентябре: Ваня забрался на подоконник и чуть не выпал со второго этажа.

Особый подход

Родители одноклассников Вани и преподаватели считают, что будет лучше для всех, если он перейдет на индивидуальное домашнее обучение.

Мальчик должен заниматься по спецпрограмме, разработанной школьным учителем и специалистами центра инклюзивного образования. Она отличается от стандартной. По словам психологов, ребенку-аутисту присуще своеобразное мышление, мировосприятие и отношение к окружающим. Ваня практически не разговаривает и не общается с одноклассниками. Ему сложно концентрировать внимание дольше 10 минут, ему необходимы частые перерывы на отдых.

Преподаватели утверждают, что Ваня — сложно обучаемый ребенок, который к тому же нарушает дисциплину в классе.

— Он долгое время не посещал занятия, отстал по программе, буквы знал, но, возможно, уже забыл. Пишет плохо, в основном печатает на клавиатуре, — говорит преподаватель 2-А класса Александра Небогатикова.

— Ребенок во время урока «путешествует» по классу и отвлекает остальных детей. Может вцепиться в волосы, они его боятся, прячут острые предметы, — говорит мама одноклассника Вани Елена Кириенко.

— Мы на самом деле переживаем за жизнь и за здоровье наших детей, потому что ребенок непредсказуем, — рассказал «РГ» представитель родительского комитета Наталья Горбоконь.

— В первом классе Иоанн проходил обучение вместе с тьютором, конфликтов не было. Но его уход, может быть, стал для мальчика стрессом, он начал вести себя агрессивнее, мешает детям заниматься, — говорит мама одноклассника Асие Менситова.

Забастовка или компромисс

Родители и преподаватели настаивают на повторном медицинском обследовании Вани в связи с изменением его поведения и якобы ухудшением его здоровья. А также считают необходимым перевести мальчика на индивидуальное обучение. Но Татьяна Багаева категорически против.

Как сообщили «РГ» в минобразе РК, психолого-медико-педагогическую комиссию проводят перед поступлением ребенка в первый класс, а потом через четыре года — перед пятым классом. Можно провести ее в любое время по желанию родителей, а по требованию общественности — нет. И перевести ребенка на домашнее обучение по коллективному заявлению родителей тоже нельзя. Ситуация накалилась до предела.

Закон на стороне Татьяны, она требует от администрации школы того, что декларирует действующее законодательство — закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановление минобраза РК об организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Крыма.

— Мой ребенок имеет право посещать школу, находиться в коллективе. И никто не имеет права лишить его этого, — считает Татьяна Багаева.

Но родители считают иначе.

— Если на нашу проблему не обратят внимание, мы устроим забастовку — не будем водить детей в школу. Уже написали главе Крыма, главе Госсовета, будем писать и президенту, — обещают родители.

Справка «РГ»

По информации министерства здравоохранения, в Крыму 6221 человек имеет статус «ребенок-инвалид». Число детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования в 2016 году — 492, в 2017 — 630, в том числе 94 ребенка с расстройствами аутистического спектра. По данным минобраза РК, инклюзивное образование организовано во всех муниципалитетах: в 306 образовательных организациях, в том числе в 80 детских садах (111 групп), в 226 школах (436 классов).

Комментарий

Владимир Бобков, председатель Комитета по образованию, молодежной политике и спорту Госсовета РК:

— По методикам инклюзивного образования Крым входит в пятерку лидеров по России. Еще в период пребывания в составе Украины республика была выбрана в качестве пилотной площадки для внедрения инклюзии. При наличии финансирования подгоняем материально-техническую базу под единые стандарты. Статистика печальная: только в Симферополе ежегодно на 20 человек увеличивается количество детей, вынужденных посещать учебные учреждения для детей с ограниченными возможностями. Тем не менее не все ситуации, возникающие в процессе обучения, можно «отрегулировать» нормативными актами.

Пока верстался номер

Стало известно о том, что Ваню Багаева и его маму администрация школы не пускает в здание. Адвокат семьи Елена Томашевская пояснила «РГ», что причина якобы в отсутствии медицинской документации, хотя она есть в медицинской книжке, которая хранится в архиве делопроизводства. Багаевы были на приеме у прокурора РК, на котором присутствовала и уполномоченная по защите прав ребенка. Их ознакомили с решением суда, который обязал предоставить Ване кабинет коррекции и воспитателя-тьютора. Это решение вступает в силу 4 января 2018 года, если не будет апелляционного обжалования со стороны школы.