В Белгороде начался репетиторский бум

Репетиторские центры в Белгороде становятся все более востребованными, при этом меняется не только их число — как правило, в большую сторону, но и спектр услуг. Эксперты отмечают, что тенденция в ближайшие годы, скорее всего, останется прежней. И привычная паника, которую вызывает Единый госэкзамен, здесь ни при чем. Дело в том, что бизнес активнее реагирует на запросы учеников и их родителей и предлагает не просто подготовиться к пресловутому ЕГЭ, но и получить редкие знания и навыки.

Спуститесь в подвал

Сейчас развивающие и образовательные центры как для детей, так и для взрослых растут в Белгороде словно грибы после дождя. Там, где еще совсем недавно пестрела вывеска «Аренда», появляется баннер с приглашением подготовиться ко всем школьным экзаменам, вместе взятым, выучить иностранные языки за баснословно короткие сроки, улучшить память, получить навыки скорочтения. Если все это вам не подходит — идите на курсы шитья, флористики, макияжа. Навыки, которые обещают привить в разного рода «центрах», — могут быть как безгранично широки, так и четко ограничены. И в этом потоке информации легко растеряться, особенно когда цены разнятся.

— Да, я преподаю косоплетение, — ответили корреспонденту «РГ» на звонок по объявлению. — Могу научить вас делать такие прически… Повторить никто не сможет. Только на урок, пожалуйста, приходите с кем-то, у кого длинные волосы. Цена за два занятия — две тысячи рублей.

Девушка-преподаватель потом рассказала, что сама уже «окупила» собственное обучение этому искусству: но, не делая прически, а как раз делясь навыком с новыми ученицами.

Возможностей для развития становится все больше. Заняться йогой можно буквально на каждом шагу, правда в качестве преподавателей зачастую выступают те, кто знает буквально пару асан, а сами занятия проходят в не очень приспособленных для этого местах.

— Приходите, конечно, стоимость 150 рублей час, — приветливое приглашение, но оставило неприятный «осадок». — У нас такие цены, потому что занимаемся в полуподвале. Не всем подходит. Но группа у нас маленькая  — в зале не так много места.

На вопросы о сертификатах, лицензиях и вообще документальном подтверждении качества предлагаемых услуг многие предприниматели от образования стараются отвечать обтекаемо: мол, конечно, наши преподаватели — настоящие профессионалы. Но есть и те, кто сразу пытается завершить телефонный разговор: не верите — ну ищите дальше, а нам еще позвонят.

Между тем лицензированным центрам, которые много лет оказывают услуги дополнительного образования, в таких условиях становится все сложнее работать.

Три слова для передачи

Первое, о чем говорят владельцы авторитетных развивающих школ, — это повальное преподавание иностранных языков. Каких только нет в ассортименте: японский, китайский, испанский — и все занятия с преподавателями-носителями.

— Но, как правило, работает либо преподаватель, либо носитель, — с улыбкой говорит эксперт по дополнительному образованию Татьяна Гнилицкая, в прошлом руководившая частным центром в Белгороде. — Приведу такой пример: китайскому обучали изначально в городе только в научной библиотеке да у нас. И то — проверить своих преподавателей я сама не могла — я же не знаю китайский. Но одна моя сотрудница приехала в Белгород из Хабаровска, другая из Благовещенска, ясно, что с носителями эти люди уж точно общались. Обеих я направила в авторитетный языковой центр, чтобы они там прошли аттестацию и получили подтверждение своих навыков. После я заставляла их поговорить с китайцами — студентами наших вузов. И те потом признавались на ломаном русском: мол, да, знают язык девчонки. После занятий с китайцами разговаривали уже наши ученики: результат был виден. И тут я смотрю — объявление: курсы китайского. Оказывается, преподавателем там стал студент, который сам изучал этот язык три месяца. То есть он выучил три слова и ими же делится с другими. Еще есть случаи, когда самих иностранцев зовут преподавать, мол, а какая разница — ну математик человек, но он же говорит на языке. И цены, конечно, ставят пониже.

Эксперты отмечают, что выбирая языковые курсы, надо учитывать стаж работы как преподавателей, так и самой фирмы, проверить наличие лицензии, почитать отзывы

Эксперты отмечают, что, выбирая языковые курсы, надо проанализировать все: и стаж работы — как преподавателей, так и самой фирмы, и обстановку, и наличие лицензии, и отзывы. Все это — своего рода гарантия успешного обучения. Иначе легко попасть не в языковую школу, а всего-навсего в «клуб любителей» такого-то языка. Возможно, перекинуться парой фраз с иностранцем после таких занятий человек и сможет, но для большего придется искать настоящих преподавателей и лицензированную фирму.

Драмкружок,

кружок по фото…

Стремление большинства родителей развивать детей буквально с пеленок породило множество центров.

— Реклама психологов, врачей и педагогов, работающих над этим «ранним развитием» уже вызывает комплекс неполноценности у некоторых мам, — рассуждает белгородка Елена Лукина, воспитывающая двоих детей. — Мне знакомая даже как-то сказала, что сейчас «никуда не водить» — просто нереально. Ребенок будет отставать. Я промолчала, ведь нам всегда хватало обычного садика.

И все же многие родители спешат записать ребенка «хоть куда-нибудь». Предприниматель Елена Качура — в прошлом преподаватель вуза, открывшая в городе больше десятилетия назад «Центр родительской культуры», — отмечает, что новые фирмы, конечно, забирают часть потенциальных клиентов.

— Когда мы только начинали работать, все, конечно, было по-другому: тогда люди просто не умели даже видимость создать похожести на нас, — говорит она. — Но теперь все изменилось, и по ряду программ детки до нас просто не доходят. Но в целом я не могу сказать, что мы теряем клиентов. Ведь появляются новые направления, и сами родители — когда начинают уже вдумчиво и внимательно смотреть на услуги — в результате выбирают нас.

Однако, как отмечают авторитетные участники рынка, важно не бросаться в крайности. Образовательных программ — множество: кто-то, позиционируя себя, говорит о педагогике Монтессори, кто-то — внедряет ментальную арифметику.

— В этом потоке важно оставаться самими собой, — делает вывод Елена Качура. — У нас уже коллектив сложился, и вот некоторые — очень популярные — направления мы не будем внедрять у себя: педагоги их просто не признают. Они считают, что это ниже их достоинства. И я с ними согласна. Это вопрос не финансовый совершенно.

Впрочем, как показывает практика, старожилы этого рынка, для которых одним из главных качеств уже давно стала репутация, остаются на плаву, несмотря на кризисы.

— Тут важно понять, что порой вот такие частные школы — это единственный выход, — поясняет Татьяна Гнилицкая. — У нас был мальчик, который занимался математикой четыре года. Мы встречали его каждый день после школы, и преподаватель все же добилась того, что он ГИА сдал на четверку. И его мама всех нас благодарила. А на самом-то деле что произошло? От ребенка просто все отказались: мол, он и ведет себя плохо, и не учится, и такой-сякой… Какой учитель захочет с ним заниматься? О каких дополнительных занятиях может идти речь? А у нас преподаватель будет — он в этом заинтересован в том числе и материально.