На Урале разработали методику обучения детей-мигрантов русскому

Идея, как играючи обучить иностранца русскому языку, у Глеба Дагаева родилась пять лет назад. Тогда он работал директором школы на окраине Екатеринбурга. Однажды на прием пришли четыре таджички — записать мальчика в первый класс. Каждая знала буквально по одному слову по-русски, паренек — вообще ни одного.

— Я отправил ребенка в класс, а уже вечером ко мне прибежала учительница: «Это пятый мигрант, я не знаю, что с ними делать!» — вспоминает Глеб Борисович. — Тогда я подумал: у нас налажена работа с детьми-инвалидами, с одаренными, а почему нет специальной практики для детей-инофонов? Считается, что они как-то сами адаптируются.

Уйдя с директорской работы, Глеб Дагаев задумался, чем заняться. Мысль, давно крутившаяся в голове, начала обретать очертания языкового клуба для детей-мигрантов. Педагога долго искать не пришлось: папа одного из учеников познакомил Глеба с Азизой Мирзоевой, учителем русского языка из Душанбе. Она давно перебралась к сыну в Екатеринбург, а репетиторством занялась три года назад по просьбе земляков.

«СловаРус» вышел в финал

Первая встреча прошла в малюсеньком кабинете ДК Всероссийского общества слепых, где Азиза занималась с детьми. Общий язык будущие коллеги нашли сразу, но встал вопрос: как продвигать проект? Развесили объявления в маршрутках, подключили сарафанное радио, сняли помещение побольше. Спросом услуга стала пользоваться не сразу, к тому же она сезонная: весной и перед школой клиенты идут охотно, как только начинается учебный год — интерес падает. Плату за учебу установили вроде бы невысокую для Екатеринбурга — три тысячи рублей в месяц, только чтобы на аренду и зарплату хватило, но оказалось, что для многих приезжих и эта сумма неподъемная. Были времена, когда у энтузиастов денег не хватало, чтобы рассчитаться за «коммуналку». Если бы не помощь владельца пекарни Саидвали Идиева, соотечественника Азизы, неизвестно, сколько бы они продержались.

В этот момент Глеб вспомнил о Светлане Камке, директоре школы № 107, с которой был знаком еще по прежней работе. Школа расположена на Эльмаше, старенькая, двухэтажная, рассчитана на 275 учеников, но из-за беби-бума в ней сегодня учатся 677 человек в две смены, из них 21 ребенок — иностранец. Вроде бы немного, но с каждым годом цифра увеличивается.

Заявку на конкурс инноваций в образовании (КИвО) Глеб Дагаев и Светлана Камка подали 12 мая 2017 года. Проект учебно-методического комплекса «Игромир «СловаРус» вошел в число финалистов, а всего на КИвО-2017 было подано 628 заявок из 18 стран, в финал вышло 17 команд. Главный приз уральцам не достался, но они признаются, что получили гораздо больше.

— Хотелось сделать курс доступным каждому ребенку, нуждающемуся в помощи. Как — мы тогда еще не знали. Чудом вышли в полуфинал и поехали в бизнес-школу Высшей школы экономики, где проект помогли доработать. Никто ничего за вас не пишет, но, проходя через «экспертную трубу», ваши идеи постепенно обрастают конкретикой, — вспоминает Светлана Камка. — К примеру, мы поняли, что в учебном плане возможностей для реализации «СловаРуса» пока нет, но есть прекрасная система дополнительного образования. Все можно сделать в рамках бюджета и в любом учебном заведении, даже небольшом.

В «Теремок» со всего города

107-я школа расположена в двух зданиях, одно из них — полубарачного типа. За лето его отремонтировали как смогли, теперь это «Теремок», где, кроме «СловаРуса», действуют различные кружки. Ввели две ставки педагогов: на одну приняли Азизу Мирзоеву, на другую — Глеба Дагаева. Занятия — трижды в неделю по два часа. Ученики школы № 107 посещают их бесплатно, а вот детям из других школ приходится платить. Впрочем, от желающих отбоя нет, сегодня в «Теремок» возят детей не только с Эльмаша, но и из других районов Екатеринбурга.

Заходим в класс. На стене — символический Евразийский союз из тюбетеек, исламские изречения о знаниях.

— Здра-а-а-вствуйте, — не очень стройно тянут ученики. Три девочки, семь мальчиков, от первоклашек до 18-летних, причем малыши значительно шустрее. Рядом — два помощника учителя — десятиклассники 107-й школы, их задача — придумывать диалоги, объяснять какие-то ситуации из реальной жизни.

— С азов начинаем: что такое звуки, буквы. Языковой уровень разный, сейчас сложнее всех Ибрагиму, он всего два месяца учится. А вот Одилбек на стуле когда-то не сидел, шило настоящее, его даже пытались выгнать через месяц из школы — мама привела сюда. Восемь месяцев он с нами — говорит по-русски, читает, стихи знает, — рассказывает Азиза Дододжоновна.

Ребята в этот момент вычеркивают звонкие согласные на доске, из того, что остается, получается слово «пышка». Какая она бывает? «Пухленькая! Медведь!» — ассоциации необычные, но оценок здесь никто не ставит и экзаменов нет. Да и на классический урок, строго говоря, занятия не похожи. А еще здесь в ходу своя валюта — пиастры. Их получают за успехи в учебе и играх. В декабре все, что заработали, ребята поменяли на подарки.

Пока составляли словосочетание «пышная пора», вспомнили, какой месяц на дворе.

— Межкультурные связи задействуем, сохраняем этническую идентичность. У таджиков, узбеков, киргизов два основных праздника: Рамазан и Байрам, отмечаем их. А вот когда захотели Новый год отпраздновать, некоторые отцы воспротивились: «Не пустим детей! Подарки не брать!» А потом мест свободных не было, — шепчет мне Глеб.

«Наших» не обижают

По словам Азизы Мирзоевой, «нулевые» ребята начинают запоминать минимум русских слов через три месяца, через шесть пытаются составить словосочетания, а через девять уже строят предложения. Дальше все зависит от педагогов в основной школе: если уловить момент осознания, понимания — языковая революция произойдет сама по себе.

Особенность «СловаРуса» в том, что обучают здесь в игре. Тот материал, что дает Азиза, Глеб закрепляет настольными играми, песнями и т. п. Сегодня, например, хором пели:

— Капитан, капитан, улыбнитесь!

Ведь улыбка — это флаг корабля…

И повеселились, и буквы пропущенные вставили, и непонятные слова разобрали: «бороздил», «покорил». А скоро начнут снимать клип на эту песню. В главных ролях: Шарафутдин, Лева, Изозитдин, Шукрона, Хусан и Хасан…

Интересно, как русскоязычные родители учеников 107-й школы реагируют на детей-мигрантов?

— У нас межнациональных конфликтов нет. Был случай, подрались два парня разных национальностей из-за пустяка — родители подняли шум: «Наших обижают!» Зачем вкладывать эти предрассудки в голову детям? Им все равно, у кого какой паспорт, они играют, ссорятся, мирятся, у них другие интересы, — подчеркивает Светлана Камка. — Проблемы не в том, что в классе армянин, грузин, таджик, а в том, что ребенок не умеет общаться, у него нет друзей. Вы думаете, у русскоязычных детей не бывает проблем с коммуникацией? Таких ребят предостаточно! Их тоже можно обучать по игровой методике.

Блиц-опрос

Обязательно ли педагог, занимающийся с мигрантами, должен знать их родные языки?

Глеб Дагаев: Мы поначалу думали, что без титульного языка никак, но оказалось, что восточные народности с детства находятся в языковом диалоге и неплохо друг друга понимают.

Светлана Камка: Игра стирает различия: дети друг друга учат быстрее, причем на всех языках сразу.

Какова мотивация родителей-мигрантов? Дать ребенку элементарный словарный запас, чтобы в магазине и на улице не растерялся?

Светлана Камка: И зачастую в этом проблема. Приходится вести долгие переговоры, объяснять, что получить российский аттестат невозможно, если русский не станет языком обучения.

Можно ли таким способом обучать русскому языку взрослых?

Глеб Дагаев: Можно, но игры будет меньше. Взрослые к нам периодически попадают, потому что в центрах тестирования на самом деле никто не обучает, только экзамены принимают. Например, ходил к нам один киргиз, учитель арабского. В Екатеринбурге он устроился в кафе. Азиза с ним ингредиенты для суши и роллов по-русски зубрила (смеется)!

Азиза Мирзоева: А еще одного спортсмена тренер ко мне отправил: «Ты по-русски не понимаешь, иди учи». Игромир — это жизнь, рамок нет. За пять лет через меня прошло около 600 детей.

Планируете ли вы тиражировать проект?

Глеб Дагаев: Можно ходить по школам и учить детей самим, но мы выбрали другой путь: отрабатываем методику и передаем педагогам гейм-боксы, пособия. Кроме того, проводим вебинары, в которых уже участвовали педагоги из 47 регионов.

Комментарий

Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования администрации Екатеринбурга:

— Мы поддерживаем дальнейшее развитие проекта. В ближайших планах — создание условий для его продвижения. Муниципальным центром совершенствования уникальной методики станет Екатеринбургский дом учителя. Уже разработана программа дополнительного профессионального образования педагогов, основанная как на глубоком теоретическом исследовании проблемы, так и анализе эффективных методов (практических находок, педагогических идей), которые появились в течение первого этапа реализации проекта в школе № 107.