Студентов-целевиков СЗФО обучат по новым правилам

Систему целевого обучения в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования ждет реформа. Студент должен будет полностью освоить образовательную программу. И, что самое главное, проработать после выпуска у заказчика целевого обучения не менее трех лет. Работодатель — предоставить молодому человеку во время учебы различные меры социальной поддержки, а затем трудоустроить выпускника. В противном случае и ту, и другую сторону ждут штрафы. Такие поправки в федеральный закон об образовании поступили в конце прошлого года в Госдуму, на днях они прошли «нулевое» чтение. Как сейчас складываются взаимоотношения вузов, работодателей и студентов-целевиков в регионах СЗФО, поможет ли новый законопроект их упорядочить, выясняла корреспондент «РГ».

Не дошли до работы

В текущей редакции федеральный закон об образовании тоже содержит статью о целевом приеме граждан. Однако там говорится, что договоры о целевом обучении с абитуриентами и образовательными учреждениями вправе заключать федеральные и муниципальные органы власти и компании с государственным или муниципальным участием в уставном капитале.

Частные предприятия тоже, разумеется, сотрудничают с образовательными учреждениями и участвуют в целевом отборе студентов. Они оплачивают обучение молодых людей, поступивших в вуз на коммерческой основе, разрабатывают образовательные программы и так далее. Однако фактически целевое обучение студентов за счет коммерческих предприятий закон не регулирует.

Впрочем, и к имеющимся соглашениям, которые заключают органы власти и предприятия с госучастием в рамках федерального закона об образовании, у экспертов остается много вопросов. В прошлом году минобрнауки по заданию правительства РФ проанализировало все договоры о целевом приеме. Более половины этих документов формально вообще не содержали пункты об обязательном трудоустройстве студентов. Более чем в 40 процентах договоров не были прописаны меры социальной поддержки молодых людей. В результате, по словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Михаила Погосяна, в 50 процентах случаев целевики не попадали на предприятия, инвестировавшие в их образование.

Как попасть в цель

В СЗФО результативными целевыми договорами может похвастать Вологодская область. В рамках целевой контрактной подготовки в медицинских вузах страны обучаются 850 вологодских студентов. Еще около 40 человек получают целевое образование по программе ординатуры. При этом доля трудоустроенных врачей, завершивших обучение в прошлом году, превысила в регионе 97 процентов. В целом по стране, по оценкам минобрнауки, этот показатель составляет 90 процентов.

— Целевое направление дает возможность поступить в медицинский вуз по более низкому проходному баллу, который формируется только среди поступающих целевиков от Вологодской области, — поясняет начальник управления кадровой политики и правового обеспечения департамента здравоохранения региона Галина Смирнова. — На протяжении всего обучения в вузе студенты получают стипендию от области — четыре тысячи рублей в месяц.

В договорах с вологодскими целевиками уже сейчас прописываются обязательства, которые закрепят для всех подобных соглашений в новом законопроекте. Студенты должны хорошо учиться, а после окончания медвуза вернуться в область и проработать там не менее трех лет. Но во многих регионах СЗФО процент вернувшихся выпускников медицинских вузов, наоборот, отстает от общероссийских показателей. Особенно тяжело бороться за своих студентов субъектам Северо-Запада.

Серьезные штрафы

В новой версии законопроекта говорится, что заказчиками целевого обучения могут стать и госструктуры, и юридические лица, и даже ИП. Правда, учить своих целевиков за счет бюджета смогут, помимо органов власти и государственных компаний, только предприятия оборонно-промышленного комплекса. Остальным предпринимателям придется самим платить за обучение нужных им специалистов.

Еще одно важное новшество — пункт об обязательствах студентов, связанных со стопроцентным освоением образовательной программы. Молодым людям, отчисленным за двойки, придется возместить несостоявшимся работодателям все понесенные расходы. Финансовые санкции коснутся и выпускников, не отработавших на предприятии как минимум три года после выпуска. А работодателю, отказавшемуся трудоустроить целевого студента, придется выплатить ему компенсацию — три средних по региону заработных платы. Кроме того, если студент числился на бюджетном отделении, нарушителю договора — или студенту, или компании — придется компенсировать образовательному учреждению и государству расходы на обучение целевика.

С одной стороны, новаторскими поправки назвать нельзя, отмечает президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга, член коллегии комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, доктор технических наук Владимир Евсеев. Большинство предлагаемых норм и сейчас находят свое отражение в договорах между работодателями, вузами и студентами.

— С другой стороны, законопроект уточняет и закрепляет единые для всех участников процесса правила игры, — продолжает Владимир Евсеев. — В том числе одно важнейшее правило, которое пока работает со скрипом, — об обязательной трехлетней отработке на предприятии, являющемся заказчиком целевого обучения. Сейчас, когда это обязательство не закреплено на законодательном уровне, работодатели в рамках индивидуальных договоров могут оперировать какими-то штрафными санкциями в отношении молодых людей, отказавшихся у них работать. Но какой толк от штрафов, когда петербургские предприятия, в особенности представители промышленного сектора, испытывают острейший кадровый голод. В предлагаемых поправках прописываются существенные санкции — возмещение всех расходов на целевое обучение, которые понес и работодатель, и государ-ство. Кроме того, когда обязательная трехлетняя отработка станет одним из пунктов статьи федерального закона об образовании, случаев «разрыва отношений» между заказчиками и студентами станет, как мне кажется, значительно меньше. Это послужит хорошим стимулом для закрепления молодых специалистов на производствах.

На все три стороны

Есть, впрочем, у нового законопроекта и минусы. Поправки позволяют заключать договоры о целевом обучении студентам, которые получают образование в вузах за свой счет. Но особенно-сти финансовых взаимоотношений таких молодых людей и их потенциальных работодателей документ не уточняет.

— Должно быть понятно, какая здесь наступает ответственность у каждой из сторон, — подчеркивает заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Александр Русаков. — Это должно найти отражение при подготовке шаблонов договоров.

В текущей редакции закона об образовании заказчик целевого обучения имеет обязательства по организации учебной, производ-ственной и преддипломной практики студента. В новом законопроекте подобного пункта нет.

— Следует также добавить, что новый законопроект предусматривает двухсторонние договоры между работодателем и студентом, а не трехсторонние, с участием вузов, как это часто происходит сейчас. А на образовательные учреждения просто накладываются определенные обязательства по взаимодействию с заказчиком целевого обучения. В результате вузы могут нести меньше ответ-ственности за конечный результат. Поэтому трехсторонние договоры, на мой взгляд, были бы предпочтительнее двухсторонних. Надеюсь, законодатели исправят обозначенные упущения, и на выходе мы получим действительно полезный законопроект, — подводит итог президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга.