Белгородский техникум стал базовой площадкой для инклюзивного обучения

Пандусы и тактильная плитка, непривычно широкие двери и поручни вдоль стен — в Белгородском индустриальном колледже сразу вспоминаешь слова «доступная среда». Это неслучайно: ссуз стал базовой площадкой для инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями. Здесь стараются создать условия для каждого особенного человека, однако, как отметили эксперты, несмотря на поддержку властей, сделать это не так просто.

Пусть научат

Сегодня только в Белгородской области живет около шести тысяч инвалидов в возрасте от 15 до 32 лет — как раз в эти годы человек стремится получать знания и состояться в профессии. Однако пока в вузах и ссузах региона учится 472 человека — примерно 12 процентов из числа тех, кому стать студентом позволяет здоровье.

— Это очень низкий процент, — подчеркивает начальник областного управления профобразования и науки Альбина Бучек. — Поэтому наша первая задача — привлечь к обучению как можно больше людей с ограниченными возможностями здоровья, показать им, где и как они могли бы получить образование.

Еще десятилетие назад занятия особенных студентов в одной аудитории с обычными людьми были чем-то нереальным. Сегодня, по словам директора Белгородского индустриального колледжа Олега Шаповалова, это воспринимается как данность.

— Базовой площадкой для инклюзивного обучения студентов колледж стал в прошлом году. Это для нас и высокая честь, и большая ответственность, — поясняет он. — Что такое инклюзия? Ребята обучаются со здоровыми сокурсниками, им надо предоставить определенные возможности. А это порождает массу проблем.

Директор отмечает, что, помимо банальных трудностей с приспособлением территории ссуза к пребыванию особенных студентов, надо разрабатывать специальные образовательные программы, а также не только вести подготовку преподавателей, но и стать своеобразным центром для обмена опытом с коллегами.

— Чтоб они уже наши шишки не набивали, — уточняет Шаповалов.

Руководитель Центра координации деятельности профессиональных организаций Института региональной кадровой политики Ольга Зарубина отмечает, что пока этот процесс идет весьма успешно. Дети — именно так будущих представителей рабочих профессий называют и педагоги, и чиновники — удивляют преподавателей. Так, когда область присоединилась к известному движению «Абилимпикс», белгородцы стали активно участвовать во всероссийских конкурсах профмастерства и занимать там призовые места.

Открыть браузер силой мысли

Однако все это было бы невозможно без индивидуального подхода к обучению каждого особенного студента. Заместитель директора индустриального колледжа Андрей Куравин, демонстрируя закупленное специально для таких учеников оборудование, отмечает, что каждое рабочее место можно назвать универсальным.

— Вот специальная клавиатура, яркие цветные кнопки позволяют и слабовидящим удобно работать, — рассказывает он. — Есть и клавиатура со сменными насадками. И в зависимости от ситуации мы можем обеспечить студентов всем необходимым для занятия. Это рабочее место оснащено заушным индуктором для слабослышащих. Кроме того, работает система управления взглядом и голосом — для ребят, у которых проблемы с руками. Можно просто озвучить команду  — и компьютер ее выполнит: открыть браузер, новую вкладку.

Всех «фишек» чудо-техники не перечислить, однако Олег Шаповалов обращает внимание на то, что «универсальность» и стремление оснастить каждый компьютер максимально разным программным обеспечением не случайны.

— Это оборудование стоило нам больше, чем создание доступной среды, — говорит он. — Так уж получается, что цена минимально адаптировать места для инвалида взлетает в разы. Этот комплекс, к примеру, изначально предназначался для колясочника — здесь особенный стол. Но мы теперь адаптировали его и для слабослышащих, и для слабовидящих.

Для учеников проводят психологические тренинги, организовывают встречи со специалистами тех профессий, которые получают инвалиды

Педагоги надеются, что число особенных студентов год от года будет расти: все сложности с преподаванием или закупкой оборудования перестают иметь значение, когда такие ученики начинают делать успехи.

— Порой они даже отказываются учиться по адаптированной программе, — продолжает Шаповалов. — Надо сказать, что человек с ограниченными возможностями может иначе, чем здоровый, воспринимать материал — дольше или просто по-другому. И мы должны ему помочь. Но у нас нередки случаи, когда дети не хотят тратить время и стремятся заниматься вместе со всеми.

Такой настрой заставил руководство колледжа задуматься о расширении спектра специальностей для подготовки таких кадров, и мысль о том, что ребята будут обучаться исключительно по IT-направлению, уже вспоминают с улыбкой.

«Почему она еще у меня не работает?»

Обучить профессии — это еще не все. Трудоустроить инвалида — одна из важных задач ссуза. В Белгородской области, где каждый колледж и техникум имеют своего якорного работодателя, а вся система подготовки рабочих нового формата «заточена» под нужды конкретного предприятия, этот вопрос встает еще острее.

— Процент трудоустройства у нас достаточно высокий, — удивляет Альбина Бучек. — Без работы оказывается процентов десять. В основном ребята ориентированы на получение профессии и воспользовались этим образованием. Другие же не сделали этого или из-за болезни, или по каким-то своим соображениям. К тому же не секрет, что существует квотированная программа трудоустройства инвалидов, и наши предприятия-партнеры в ней участвуют, приглашают на работу выпускников из числа людей с ОВЗ и, кстати, очень довольны ими.

Ольга Зарубина добавляет, что вся региональная система образования и центры занятости работают над тем, чтобы ребята после выпуска нашли работу: при этом важно психологически подготовить их к этому.

— Для учеников организуют психологические тренинги, организовывают встречи со специалистами тех профессий, которые получают инвалиды, — говорит она.

Важную роль играет и само дуальное обучение — максимум практики в рамках образовательного процесса делает свое дело.

— Выпускник, приходя на предприятие, где уже знаком и с коллективом, и с особенностями работы, трудится с удовольствием, — поясняет Альбина Бучек. — Хочу привести пример: была как-то на конкурсе профмастерства маляров-штукатуров, и одна девушка — из числа таких особенных студентов — просто всех поразила. Ее работа была настолько качественной, скрупулезной, что работодатель, который был в экспертной комиссии, сказал: «Я не понимаю, почему этот ребенок еще не работает у меня?»

Оказывается, таких позитивных примеров не один и не два. Олег Шаповалов рассказывает о сварщике, которого после выпуска из колледжа пригласили в соседний регион.

— И он уехал туда жить и работать — предложили высокооплачиваемое место. Это не единственный случай. Скажем, нашему студенту последнего курса, обучающемуся специальности «автоматические системы управления», уже держат место в крупной сетевой компании.

Альбина Бучек подчеркивает, что работодатели таких сотрудников высоко ценят: и не только за профессионализм, но и за стремление трудиться и закрепиться в компании, которое их отличает от сверстников.

Между тем

Приемная кампания в ссузы стартует 15 июня. Согласно законодательству, система среднего профобразования является общедоступной. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья не имеют льгот при поступлении и участвуют в общем конкурсе.