Как в сибирских регионах внедряют новые методы профориентации

В регионах Сибири началась реализация образовательных проектов, которые позволят повысить эффективность системы профориентации.

В Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске открыты специализированные школы, университетские технопарки. Кроме того, в Алтайском крае, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях разработаны интернет-ресурсы, с помощью которых молодые люди могут ознакомиться с широким спектром специальностей и выбрать будущую профессию.

— Вместе с тем ряд направлений в сфере образования подлежит переформатированию под новые задачи, обозначенные в указе президента России от 7 мая 2018 года. Это в первую очередь касается работы по внедрению новых методов профориентации, которые позволят повысить мотивацию молодых людей к обучению, усилят взаимодействие между вузами и отраслевыми предприятиями, — отметил полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло на заседании совета ректоров высших учебных заведений Сибири.

Одним из примеров сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными школами может служить Национальный исследовательский томский госуниверситет. Как рассказал ректор Эдуард Галажинский, многие вузы развивают систему непрерывной подготовки кадров «школа — вуз — предприятие» или занимаются целевой подготовкой студентов, что повышает их мотивацию к овладению профессией. В ТГУ решили сделать упор на опережающее развитие школьников для новых отраслей экономики.

— В Томске накоплен богатый опыт по созданию системы IT-образования для школьников. В нее вовлечено около сорока тысяч учащихся. Сейчас мы проводим перезагрузку по таким направлениям как нано- и биотехнологии, промышленный дизайн, искусственный интеллект, робототехника, сенсорика. Мы хотим, чтобы в вуз пришли ребята, мотивированные на обучение, с опытом предварительного погружения в эти отрасли. У нас есть отработанная система практики на предприятиях, — отметил Эдуард Галажинский.

Директор новосибирской гимназии №7 «Сибирская» Маргарита Ковалева уверена, что профориентационную работу со школьниками нужно начинать с раннего возраста.

— Чем раньше ребенок определится с направлением — гуманитарным или техническим, чем быстрее поймет, в какой вуз ему поступать, тем успешнее будет в дальнейшем, — подчеркивает она. — Школа, как может, в этом помогает. Мы осуществляем несколько проектов в партнерстве с вузами. К сожалению, предприятия не так активно включаются в эту работу. Некоторые родители проводят спецкурсы технологической направленности.

В Кузбассе сделали упор на развитие института наставничества. Как рассказала исполняющая обязанности заместителя губернатора Кемеровской области Елена Пахомова, в регионе разворачивается реализация проекта «100 дорог — одна моя». Его участниками станут даже первоклашки. Здесь также убеждены в том, что ранняя профориентация помогает молодым людям определиться с профессией. Практика показывает, что до семидесяти процентов учащихся, которые прошли обучение в центрах профориентации, поступают на выбранную специальность.

К участию в проекте планируется привлечь как можно больше крупных предприятий. Первым откликнулся один из лидеров угольной промышленности — «СУЭК-Кузбасс». Большинство его работников стали наставниками для молодых.

— Проект рассчитан до 2027 года. Все это время школьники будут проходить тесты, адаптированные под возраст детей, посещать мастер-классы, на которых смогут сформировать представление о выбранной профессии, — сообщила Елена Пахомова.

В Новосибирской области также решили вернуться к наставничеству и разработали проект для учащихся и выпускников вузов «#Кадры54». В течение двух недель студенты-стажеры будут проводить полноценные рабочие дни с региональными руководителями разных уровней. Одним из наставников станет глава региона. Цель проекта — привлечение на государственную гражданскую службу и на работу в госучреждения молодых и целеустремленных людей, готовых к активной работе.

— Проект позволит присмотреться к будущей работе, изучить специфику, особенности своей профессии, — убежден врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Право участвовать в проекте получат лучшие студенты, готовые инициировать собственные проекты, продвигать общественно-полезные идеи.

Заместитель министра образования Новосибирской области Олеся Орлова сообщила о проработке проекта предуниверсуариума. Его участниками станут четыре вуза и партнерские обще-образовательные учреждения. Предполагается, что проект поможет в профориентации школьников и подготовке к поступлению в университеты.

На взгляд ректора Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Валерия Ковалевского, стандарты в обучении должны задавать работодатели.

— В подготовке педагогических кадров мы ориентируемся на запросы работодателей, вводим новые педагогические компетенции «Учитель для поколения Z», открываем тренировочные центры по робототехнике, проектированию, созданию образовательной среды, — сообщил Ковалевский.

Уже есть запросы на такие профессии будущего как оператор беспилотного летательного аппарата и хирург-робототехник. Первый занимается фото- и видеосъемкой с воздуха и мониторингом окружающей среды, помогает экипажам МКС и доставляет лекарства в труднодоступные места. Второй использует нанороботов, которые позволяют сократить риски при операциях и выполнять сложнейшие процедуры.

Но, несмотря на принимаемые меры, во многих семьях, где подрастают дети, возникают два вопроса: куда идти после школы и куда трудоустраиваться? По статистике, тридцать-сорок процентов выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования не работают по специальности.

— Я бы не делал из этого проблему. Сейчас быстро меняются требования к профессии и спрос на них. Согласно аналитическим исследованиям, в течение десяти-пятнадцати лет многие из ныне существующих профессий вообще исчезнут или транс-формируются. Мне кажется, что важнее готовить молодого человека не под конкретную профессию, а под изменяющийся мир, чтобы молодые люди умели переобучаться, выстраивать свою образовательную траекторию. И не надо бояться, что выпускники уезжают из региона. В нашем вузе на многих специальностях до восьмидесяти процентов студентов — иногородние.

Надо строить модель образовательного хаба: к нам приезжают молодые люди из других регионов, а мы их обучаем и встраиваем в партнерские компании, работающие по всей стране. Это совсем другой подход, — полагает ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Справка «РГ»

В СФО 156 высших учебных заведений, в которых обучается 554 тысячи студентов. Кроме того, в сибирских регионах насчитывается 556 учреждений среднего профессионального образования и порядка семи тысяч общеобразовательных школ, где проходит обучение около трех миллионов человек. Численность педагогического персонала всех уровней образования — 258 тысяч человек.