Андрей Максимов: В детстве нас учат говорить, но не учат общаться

Вот ведь как получается забавно: в детстве нас учат говорить, однако совершенно не учат общаться. Никогда не задумывались над этим?

Мы же треплемся все время, постоянно, всюду и всегда. Даже самые молчаливые из нас беседуют всяко и везде: на работе, дома, в общественном транспорте, с водителем такси и инспектором ДПС, с начальниками и подчиненными, с женой и детьми… Как известно, Господь дал каждому из нас один рот и два уха для того, чтобы мы использовали их именно в таком соотношении: говорили в два раза меньше, чем слушали. Но, во-первых, много ли вы найдете таких чудесных слушателей, которым ваша речь интереснее их собственной? А во-вторых, слушать — это тоже наука, хотя нам почему-то кажется, что Богом данное умение.

Мы все бесконечно берем интервью, стараясь получить важную для себя информацию у жены и детей, у начальников и друзей, у посторонних людей и коллег

Знаете ли вы, например, что человек говорит в пять-шесть раз медленней, чем думает? И когда вы слушаете вашего собеседника, то, оставаясь внимательными, вы можете занимать ваши мысли чем угодно. И знаете, чем вы занимаете их чаще всего? Подготовкой собственной словесной реакции на то, что сказал ваш визави. Понимаете, какое дело: слушая человека, мы не вдумываемся в то, что говорит он, а стараемся подготовить собственный ответ.

Общение — это, что называется, моя кровная тема. У меня есть несколько книг по теории и практике общения, я постоянно читаю лекции на эти темы и консультирую людей. Поэтому я стараюсь быть в курсе той литературы, которая выходит на эту тему. Она, увы, не всегда интересна и часто вторична. Поскольку общаются все, то некоторым всерьез кажется: мол, достаточно написать о необходимости быть внимательным к собеседнику и стараться не перебивать — и можно идти получать гонорар.

Скажу честно, что учебное пособие «Интервью про интервью. Известные журналисты об умении задавать вопросы и получать ответы под редакцией Владимира Легойды» я открывал без особого энтузиазма. И даже буду честен перед читателями «Российской газеты» до конца: я б его вряд ли когда открыл, если бы среди этих самых журналистов не значилась и моя скромная фамилия.

«Я уж столько про это знаю, думал, писал… Вряд ли обнаружу что-то для себя новое», — решил я и открыл беседу с Алексеем Венедиктовым, который не только главный редактор известной радиостанции, но и знатный интервьюер. Беседа потрясающая. Во-первых, она невероятно конкретна, то есть в ней нет воды, а во-вторых, она несколько раз заставила меня возмущаться, потому что я был не согласен с автором. Вот он, скажем, пишет, что нужно привести человека к тому, что вам нужно. «Нет! — хотелось крикнуть мне. — Нельзя так человека использовать, это же манипуляция». Или не манипуляция? Может быть, мы имеем в виду разные вещи?

Потом я читал беседы с блистательным Андреем Ванденко, которого называют лучшим современным интервьюером, Андреем Золотовым, Евгением Ревенко и другими мэтрами интервью и ловил себя на том, что я с ними разговариваю! Понимаете, какая история? Книга про интервью заставляет беседовать с героями этой книги! Она возбуждает на разговор, провоцирует мысль!

Вот, скажем, беседа с деканом факультета международной журналистики МГИМО Ярославом Скворцовым называется «Мы не учим наизусть чужие роли, а стараемся играть свои», и я сразу думаю: как же так! Когда берешь интервью, не надо играть никакую роль, надо быть самим собой, именно этому я всегда учил своих студентов в те годы, когда преподавал им именно умение брать интервью. А потом я читаю эту замечательную беседу, отмечаю, что Ярослав Скворцов абсолютно доказателен и в этой, и в других своих позициях, и думаю: может, я не прав? В конце концов, интервью — это не математическая формула, а дело совершенно живое. Взгляд может быть любым, главное, чтобы он был доказательным.

В свое время я написал учебник по тележурналистике, когда понял: вся издательская продукция четко делится на книги, с одной стороны, учебники и учебные пособия, с другой. Мне захотелось доказать, что учебник может быть книгой. Владимир Легойда со своими студентами сделал, с одной стороны, учебное пособие, а с другой — маленькую, но книгу.

Слушая человека, мы не вдумываемся в то, что говорит он, а стараемся подготовить собственный ответ

Да, это полезное учебное пособие. Достаточно сказать, что все интервью взяли студенты, и, мало того, что для них это была серьезная, научная и, не побоюсь этого слова, исследовательская работа, так они ведь еще и спрашивали именно о том, что интересно им и другим студентам. Это не взгляд профессора на интервью, но взгляд молодых людей на эти проблемы. Получилось живо и полезно. Молодые люди не подводят итоги, как сделал бы умудренный опытом человек, а именно исследуют.

Но и — да! — это книга. Позволю себе заметить, что она имеет ровно такое же отношение к журналистам, как и ко всем людям. Вы хотите научиться общаться? Тогда эта книга идет к вам. Мы знаем, как разговаривают герои этой книги — они практикующие журналисты. И, если нам нравится их манера беседы, мы можем понять, как они это делают, и их уроки использовать в своей жизни.

Хочу вам заметить, что интервью — это не только (и не столько) жанр журналистики, но и самый популярный вид, извините за умные слова, межличностного вербального общения. Мы все бесконечно берем интервью, стараясь получить важную для себя информацию у жены и детей, у начальников и друзей, у посторонних людей и коллег по работе. И никто нас этому не учит. Точнее, мало кто.

Теперь к малым сим прибавилась еще одна маленькая, но замечательная книга.