Лауреаты конкурса "РГ" прошли стажировку в Институте Пушкина

«Мы про язык знаем все. Филология — наш конек», — афористично и энергично начала свою лекцию перед лауреатами XVIII Международного конкурса «Язык без санкций. Профессионализм или мужество требуются сегодня педагогу-русисту?» ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая.

Стажировка в профильном для учителей русского за рубежом вузе — первый и самый деловой пункт праздничной программы пребывания победителей творческих состязаний зарубежных русистов, которые проводит «Российская газета» совместно с правительством Москвы при поддержке Россотрудничества.

Практика по специальности РКИ, да еще в вузе, который, по рейтингу Минобрнауки РФ, входит в 20-ку лучших в России, — лучший подарок за победу в конкурсе. Это мнение не раз звучало сегодня в учебных аудиториях.

Лауреатам рассказали о новых учебниках, о широких возможностях узнать о свежей методике преподавания русского через онлайн-курсы, которые доступны на сайте института.

А потом был серьезный и долгий разговор и о том, как сегодня живется русскому языку в мире. Русецкая с большим сожалением отметила, что количество русскоговорящих в мире за последние 20 лет сильно сократилось. Эксперты дают разные цифры убыли: ректор Института Пушкина считает, что корректнее всего звучит число «50 миллионов». «И это, безусловно, внешнеполитическая проблема, которую, должны решать наши послы, — считает ректор. — Министерство просвещения России также теперь будет заниматься вопросами поддержки русского языка за рубежом».

Впрочем, не все так пессимистично. Маргарита Русецкая рассказала о кадровом голоде на специалистов со знанием русского языка в мире: по ее данным, на 125 миллионах рабочих мест требуются специалисты, говорящие по-русски. Это касается работы в сфере обслуживания, в туризме, в отелях и ресторанах. Есть спрос на русскоговорящих в области военно-технического сотрудничества, в IT-индустрии, медицине.

Упомянула в этой связи Болгарию. «То, что произошло в Болгарии за последние годы — это пример того, когда соединяются интересы тех, кто хочет изучать русский язык и государственные интересы». Эта страна, как известно, инвестиционный регион, там много русских семей, детям нужны сады и школы. А значит, и педагоги, учителя русского языка. «За пять лет, благодаря слаженной работе министерств образования Болгарии и России, там открыли три общеобразовательных учреждения с русским языком. Это стало возможным, потому что есть спрос на образование на русском языке».

Похожая ситуация и в Италии, где, по словам ректора, «прорабатывает вопрос о введении подготовки учителей русского языка, как иностранного, в вузах». В том числе, и в партнерском для Института Пушкина Миланском университете. Итальянские студенты будут стажироваться в Москве.

В перерыве между лекцией и семинарами подхожу к нашим лауреатам. Это первое знакомство. Они улыбаются.

— Я из Узбекистана, город Наманган, — представляется Ания Байбулатова. — Победить в Пушкинском конкурсе — это как выиграть крупную сумму в лотерею. Я счастлива. Никогда не забуду о тех впечатлениях, которые мы здесь получаем. Стажировка — бесценный опыт. У нас в городе все стремятся выучить русский язык, все отдают своих детей в русские классы. Учить русский тяжело, так как мало времени на это дается. Хотелось расширить и свой кругозор, и кругозор своих учеников. Было бы здорово, если бы и для них в России организовали курсы, семинары, конференции.

— К этому конкурсу я шла много лет, знаю о нем с 2003 года, когда моя коллега была участником и стала лауреатом конкурса, — вступает в разговор Анна Бородын из белорусского города Ивье.

— А я приехал из Польши, город Лодзь, — молодого учителя русского языка как иностранного в гимназии зовут Камил Дыянкевич. Он рассказывает о трудном положении русского языка в его стране. — Мало кто из учеников выбирают русский. Предпочитают ему испанский или немецкий. Приходится придумывать, как их привлечь. Сегодня поеду на Красную площадь, посмотреть, как она выглядит.