Чем живут юные победители международных интеллектуальных соревнований

Уже 17 золотых медалей в копилке российских школьников — победителей международных интеллектуальных соревнований нынешнего года. Только что с очередным трофеем из Японии вернулась наша сборная по информатике: два «золота» и два «серебра» на IOI-2018, где за призовые места состязались более 900 ребят из 85 стран мира.

Может ли мыльный пузырь привести к победе? Кому по силам будет решить одну из «нерешаемых» математических задач тысячелетия? Прогноз климата за партой: фантастика или реальность?.. Корреспонденты «РГ» рассказывают, чем живут наши юные интеллектуалы и какими разработками хотят заниматься в будущем.

Робот из 6-го класса

Спелую ягоду робот старательно тащит в «гастроном», обозначенный на поле красным, зеленую — в зону созревания, желтую, что по «легенде» просто нетоварного вида, — на завод по переработке фруктов, а протухшую синюю — в такого же цвета сектор на утилизацию. Умный механизм, распределяющий по местам ягоды из деталей конструктора, помог трем новосибирским шестиклассникам завоевать первое место на Мировом чемпионате подростковой робототехники в Китае. «Золотая» для россиян номинация — «сокращение пищевых отходов» — была одной из важнейших.

Как объясняет член команды Алена Шилкова, когда робот оказывается на поле, ничего исправить уже не получится: никакого пульта управления. Остается только смотреть и болеть за своего механического «спортсмена». А соперники на чемпионате достойные: из Китая, США, Румынии, Армении, Южной Кореи, Малайзии… Еще недавно сильнейшими считались китайские школьные роботы — очень компактные, очень подвижные и очень легкие. Российские получались более громоздкими. Однако в этом году все изменилось.

— В соревнованиях по робототехнике важны скорость, слаженность, — уверен Егор Шаламай. — На чемпионат мы привозим робота в разобранном виде и перед стартом нужно как можно быстрее его собрать.

Алгоритмы приходится подстраивать на месте.

— Дело в том, что условия всегда отличаются, — не отрываясь от монитора, рассказывает главный программист команды шестиклассников Данил Алешков. — Разный уровень освещения, на что реагируют сенсоры, разное качество полей, что тоже влияет на «поведение» робота. Поэтому корректировка обязательна.

Ум против зубрежки

Еще один ученик из Новосибирска, 11-классник Данил Афонин — золотой медалист Международной олимпиады по биологии, прошедшей в Иране. На арене этого престижного состязания сошлись ребята из 70 стран.

— Всероссийские соревнования от международных отличаются: если у нас задания скорее на знания, то на олимпиаде — «на подумать». Думать мне удается хорошо, а вот с зубрежкой дела хуже, — рассказал «РГ» Данил Афонин. — Какие были задания? Например, очистить белок из бактерии, определить его концентрацию, провести реакцию с другими белками и ДНК, разогнать то, что получилось на гель-электрофорезе, интерпретировать результат и ответить на вопросы о свойствах этого белка. В общем, ничего сложного.

Какой прогноз на завтра?

17-летний москвич Ален Коспанов — первый россиянин, который стал абсолютным лидером в личном зачете на Международной олимпиаде по географии в Канаде. Способности у него проявились рано: к четырем годам научился читать, причем сразу энциклопедии. Теперь он уже первокурсник географического факультета МГУ.

Нередко российские участники международных олимпиад школьников показывают знания на уровне доктора наук

— Хочу быть климатологом. Почему? До сих пор в мире нет математических моделей, которые бы точно описывали процессы изменения климата. Аналитическая разработка нового — мне это интересно, — говорит Ален. — Например, сейчас я изучаю изменение температур в Москве с 1779 года. Пока прогноз такой: лето станет более дождливым, а зима будет сильно теплеть.

Нестандартная математика

Марат Абдрахманов из Челябинска — победитель 59-й Международной математической олимпиады. В этом году с красным дипломом закончил в родном городе физико-математический лицей № 31.

Его наставник Михаил Лепчинский для подготовки к престижному состязанию старался выбирать самые нестандартные задачи. Они стали с Маратом своего рода спарринг-партнерами, соревнуясь, кто кого перерешает. Причем ученик не раз удивлял учителя. «Вроде бы спит, но потом выдает оригинальную идею, которая даже мне не приходила в голову, — рассказывает Лепчинский. — Без преувеличения, нынешние участники международных олимпиад должны владеть большим объемом знаний, чем доктора наук!»

Станислав Крымский из Санкт-Петербурга — единственный в истории России обладатель золотых медалей в международных олимпиадах среди школьников сразу по двум предметам — математике и физике.

— После университета хотел бы развивать науку в России. Меня привлекают задачи, которые решаются на стыке разных дисциплин: физики, математики и биологии. Хочу получить качественное математическое образование, поэтому поступил в СПбГУ, в исследовательскую лабораторию им. П.Л. Чебышева, — делится он. — Как справляемся со стрессом международных олимпиад? Во-первых, нас хорошо готовят тренеры. Когда по восемь с часов в день занимаешься математикой, перестаешь нервничать. Во-вторых, режим: утром и вечером — двухкилометровые пробежки и обливание холодной водой.

Физика без лирики

Захар Яковлев, выпускник Санкт-Петербургского лицея «Физико-техническая школа» Академического университета, в Лиссабоне взял «золото» на международной олимпиаде по физике. Львиную долю времени он проводит за решением задач по физике или программированию. И получает от этого настоящее удовольствие. А настоящий кайф, когда понимаешь, что все решил правильно. Захар — уже студент университета ИТМО. Свое будущее не разделяет с квантовой физикой. Тот факт, что наука сегодня — не самая денежная отрасль, не смущает ни его, ни его родителей.

А выпускник московской школы №192 Слава Кузнецов — тоже победитель-физик — поступил в Московский физико-технический институт.

— Задачи на международной олимпиаде практические. Одна из самых интересных — как вылечить рак. Казалось бы, причем тут физика? Все просто: нужно было рассчитать, как растет опухоль, ее радиус в разные отрезки времени и какой мощности нужно подать излучение, чтобы уничтожить только раковые клетки и не задеть здоровые. Сама идея такой модели мне показалась очень интересной. Физика сейчас в биомедицине очень актуальна, — рассказал Слава.

Не мыльный пузырь

Выпускник нижнекамского лицея №35 Андрей Кобелев — в числе серебряных призеров Международной олимпиады по химии. Свою любовь к науке объясняет лаконично: «Прикольно изучать природу, узнавать, как все устроено». Планы у него амбициозные: как минимум сделать большое открытие на стыке наук. На вопрос, как появился интерес, Андрей отвечает коротко: «У меня был классный учитель».

17 золотых медалей в копилке российских школьников — победителей международных олимпиад

— Я дала ему задание, посвященное мыльным пузырям, — вспоминает преподаватель химии Ирина Хомякова. — Нужно было сделать их максимально большого размера, как показывают в шоу. Андрей отыскал необходимые для состава компоненты и с задачей справился. Причем почти без моей помощи.
Когда на городском конкурсе пятиклассник представил свои «усовершенствованные» пузыри, жюри впервые за историю турнира ему аплодировало. Так Андрей Кобелев начал свой путь в науку.